Неточные совпадения
У него не было и того дилетантизма, который любит порыскать в
области чудесного или подонкихотствовать в поле догадок и открытий за тысячу лет вперед. Он упрямо останавливался у порога тайны, не обнаруживая ни
веры ребенка, ни сомнения фата, а ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней.
Не все, конечно, знает
Вера в игре или борьбе сердечных движений, но, однако же, она, как по всему видно, понимает, что там таится целая
область радостей, горя, что ум, самолюбие, стыдливость, нега участвуют в этом вихре и волнуют человека. Инстинкт у ней шел далеко впереди опыта.
«В этой
области (
области первичной
веры), предшествующей логическому сознанию и наполненной сознанием жизненным, не нуждающимся в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что — миру внешнему».
Когда государство,
область принуждения и закона, вторгается в церковь,
область свободы и благодати, то происходит подобное тому, как когда знание, принудительное обличение видимых вещей, вторгается в
веру, свободное обличение вещей невидимых.
При нашей постановке вопроса между знанием и
верой не существует той противоположности, которую обыкновенно предполагают, и задача совсем не в том заключается, чтобы взаимно ограничить
области знания и
веры, допустив их лишь в известной пропорции.
Буллу свою начинает он жалобою на диавола, который куколь сеет во пшенице, и говорит: «Узнав, что посредством сказанного искусства многие книги и сочинения, в разных частях света, наипаче в Кельне, Майнце, Триере, Магдебурге напечатанные, содержат в себе разные заблуждения, учения пагубные, христианскому закону враждебные, и ныне еще в некоторых местах печатаются, желая без отлагательства предварить сей ненавистной язве, всем и каждому сказанного искусства печатникам и к ним принадлежащим и всем, кто в печатном деле обращается в помянутых
областях, под наказанием проклятия и денежныя пени, определяемой и взыскиваемой почтенными братиями нашими, Кельнским, Майнцким, Триерским и Магдебургским архиепископами или их наместниками в
областях, их, в пользу апостольской камеры, апостольскою властию наистрожайше запрещаем, чтобы не дерзали книг, сочинений или писаний печатать или отдавать в печать без доклада вышесказанным архиепископам или наместникам и без их особливого и точного безденежно испрошенного дозволения; их же совесть обременяем, да прежде, нежели дадут таковое дозволение, назначенное к печатанию прилежно рассмотрят или чрез ученых и православных велят рассмотреть и да прилежно пекутся, чтобы не было печатано противного
вере православной, безбожное и соблазн производящего».
Чтобы выйти из этого однообразия, необходимо прежде всего понять, что тут главным действующим лицом является «
вера» и что представление о «
вере» объемлет собой не только всего человека, но весь мир, всю
область знания.
Эта
вера по привычке — одно из наиболее печальных и вредных явлений нашей жизни; в
области этой
веры, как в тени каменной стены, все новое растет медленно, искаженно, вырастает худосочным. В этой темной
вере слишком мало лучей любви, слишком много обиды, озлобления и зависти, всегда дружной с ненавистью. Огонь этой
веры — фосфорический блеск гниения.
Потомки их доныне живут в турецких
областях, сохраняя на чуждой им родине
веру, язык и обычаи прежнего своего отечества.
— Совершенно с вами согласен, хотя должен прибавить от себя, что
вера значительно сокращает нам
область таинственного.
Это говорит нам постоянный опыт, говорит наше внутреннее сознание, наша
вера; и это же самое подтверждается результатами новейших исследований в
области естествоведения.
19) Суеверие науки состоит в
вере в то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех случайно избранных из всей безграничной
области знаний отрывках разных, большей частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей и потому живущих безнравственной и неразумной жизнью.
Суеверие науки состоит в
вере в то, что единое, истинное и необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех, случайно собранных из всей безграничной
области знания, знаниях, которые в известное время обратили на себя внимание небольшого числа людей, — тех людей, которые освободили себя от необходимого для жизни труда и потому живут безнравственной и неразумной жизнью.
В то же самое время, как тверские гимназисты изгоняли из собрания даму, тринадцать лиц, принадлежавших к составу мировых учреждений Тверской губернии, из которых многие уже перешагнули границу лет, где по тогдашней
вере молодого поколения начиналась
область «отсталости», были арестованы, привезены в Петропавловскую крепость и преданы суду Сената.
Евангелие в
области хозяйственного поведения указует как идеал не свободу в хозяйстве и через хозяйство, но свободу от хозяйства, оно призывает к
вере в чудо вопреки мировой косности, увещает быть чудотворцами, а не механиками вселенной, целителями, а не медиками.
Ведь религиозная
вера и мифотворчество не может же быть упразднено в своей
области какой-либо философемой, и религия существует с большим достоинством вне всякой философии, нежели с несвободной, а потому и неискренней философией, которая как будто хочет показать своей «апологетикой», что сама религия нуждается в апологии, задача апологетики, возомнившей себя религиозной философией, есть поэтому вообще ложная задача, одинаково недостойная и религии, и философии, ибо в ней соединяется отсутствие религиозной
веры и свободного философского духа.
Если Шлейермахер
областью религии признает чувство вообще, то Кант за таковую
область считает моральное чувство, которое и является органом
веры.
Вера не отрицает гнозиса, напротив, она порождает его и оплодотворяет: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею (т. е. волею), и всем разумением твоим (т. е. гнозисом)» (Мф. 22:37), и, конечно, дух, загоревшийся
верою, принесет ее огонь и свет во все
области своего творчества.
Можно, конечно, эту интуицию называть и
верой, и «мистическим эмпиризмом», но при этом все-таки не надо забывать основного различия, существующего между этой интуицией и религиозной
верой: такая интуиция вполне остается в пределах эмпирически данной действительности,
области «мира сего».
В
область понятий (т. е. «чистого разума») не должно ничего просачиваться через скважину
веры, открывающуюся в практическом разуме.
Это не та
область таинственного, до которой падки суеверные люди, сплошь и рядом чуждые
веры; это не
область тайн или секретов, которые оберегаются от непосвященного («Geheimwissenschaft» [Букв.: тайное знание, тайноведение (нем.).
Оккультизм есть лишь особая
область знания, качественно отличающегося от
веры [Для примера вот одно из многих суждений этого рода: «Тайное знание» подчиняется тем же законам, как и всякое человеческое знание.
Учение Канта о «разумной
вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается
область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему
области [Для противоречивости и двойственности идей Канта в вопросе о
вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение чистого разума в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Места для
веры и откровения здесь не остается, н если и можно говорить об откровениях высших сфер в смысле «посвящения», то и это посвящение, расширяя
область опыта, качественно ее не переступает, ибо и иерархии эти принадлежат тоже еще к «миру», к
области имманентного.
Однако все отдельные верования, относящиеся и к
области имманентного, здешнего мира, проистекают из центрального содержания
веры, являются его отдельными приложениями и разветвлениями; а главным, в сущности единственным предметом
веры, остается одно: ЕСИ.
Возрим мы в
области обширны,
Где тусклый трон стоит рабства.
Градские власти там все мирны,
В царе зря образ божества.
Власть царска
веру охраняет,
Власть царску
вера утверждает;
Союзно общество гнетут;
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
На пользу общую, — рекут.
— Задачи искусства — это героизм и пастораль,
вера, семья и мирная буколика, без всякого сованья носа в общественные вопросы — вот ваша
область, где вы цари и можете делать что хотите.
— А знаешь ли, чадо, каким узким, каким трудным путем, волчцами и тернием покрытым, входят избранники в сию
область спасения?.. Ведаешь ли, каким подвигом ищущие правой
веры достигают светлаго собора верных, их же имена писаны в книге животной?.. О, сколь труден подвиг! Сколь неудобоносимо то иго!